Главная Статьи Статьи о беседках Куртуазная беседка

Куртуазная беседка

Во времена «галантного века» во Франции были очень популярны садово-парковые ансамбли. Во многом их популярность среди дам и кавалеров определялась не только ярким убранством, пышными клумбами и идеальной геометричностью. Дело в том, что среди ароматных кустов жасмина и жимолости, в ярких розариях и укромных зарослях вьюнка и плюща – словом, во всех местах, прикрытых тщательно ухоженной растительностью, стояли беседки. Трудно переоценить значение этой малой архитектурной формы для развития европейской лирической литературы, драматургии и вообще развития культуры барокко.

Пышные кавалеры встречались со своими музами именно здесь, в тихих укромных беседках для опасных бесед и страстных поцелуев. В принципе, мораль и нравственность не очень ценились при французском дворе 17 века, поэтому любой уважающий себя богатый вельможа сначала возводил укромные уголки в своем саду, и уже только после этого мог давать балы и светские приемы.

Беседка 17 века была настоящим произведением искусства. Вычурные резные украшения, изящные скамейки, покрытые дорогими подушками с ручной вышивкой, бархатные драпировки – все это создавало обстановку интимности и томительной неги. Здесь же, в беседках, вешали картины и гравюры соответствующей тематики. Широко применялась практика использования афродизиаков: мало того, что аромат розы и жасмина сам по себе является мощным стимулятором сексуального влечения: в беседках рассыпали лепестки вербены, расставляли ароматические лампы с маслами. Кстати, это оправдывало себя не только с точки зрения возбуждения репродуктивной системы. Дело в том, что дамы и кавалеры французского двора 17 века не были поборниками гигиены. Проще говоря, они мылись крайне редко – по статистике, раз в три месяца. Представьте себе, как пахли пылкие любовники. Чтобы не задохнуться в сетях страсти в буквальном смысле слова, они вынуждены были забивать запах разгоряченного тела партнера посторонними ароматами.

Непосредственно перед беседкой обычно стояли скульптуры, стилизованные под античность. Наиболее востребованными мотивами в творчестве французских придворных зодчих были разнообразные обнаженные нимфы (наяды, дриады, нереиды и прочие фольклорные персонажи с пышной грудью и упругими бедрами), козлоногие сатиры (видимо, в целях создания приятного внешнего контраста в пользу кавалера), а также пухлые купидончики, лукаво улыбающиеся и целящиеся в очередную мишень из игрушечного лука. Искусство обустройства куртуазной беседки достигло своего апогея как раз ко временам французской революции. Тогда в моду вошли совсем другие архитектурные и ландшафтные формы, но это уже совсем другая история…


13.07.2012, 1614 просмотров.